Как побороть тревогу?

Что такое тревога? Тревога - это эмоциональное состояние человека, сопровождающееся чувством неопределенной опасности.
Для того, чтобы избежать тервоги, нужно формировать у себя постоянную положительную эмоциональную базу.

1 Смотреть веселые фильмы
2. Шутить
3. Мысленно заменять плохие эмоции положительными мыслями
4. Высыпаться
5. Сбрасывать напряжение и т.д.

Реакцией на появление тревоги может стать усиление активности у одного человека или заторможенность у другого, при этом почти всегда она бывает неадекватна. По степени выраженности тревоги специалисты отличают норму от болезни, патологии.

В связи с этим нужно учится управлять собой, стараться рационализировать каждое свое действие и результат этих действий.

В патологическом состоянии тревоги может присутствовать постоянное ожидание беды, отравляющее жизнь в каждый ее момент. Реакция и проявление тревоги многообразны: у кого-то она проявляется в виде отдельных фобий (социальных фобий, клаустрофобии), а кто-то начинает страшиться жить, нигде и никогда не чувствует себя в безопасности.

Следовательно, не надо доводить себя до этого состояния, поделитесь этим с родными, подругами, психологами, напишите, что чувствуете в дневнике, это поможет снять пик напряжения и даст Вам поддержку окружающих.

Например, психотерапевт М. Литвак определяет тревогу как эмоцию, возникающую при общей оценке ситуации как неблагоприятной. В страх же тревога переходит, согласно его мнению, в том случае, если источник тревоги не удается ликвидировать.

Поэтому Вам всегда необходимо говорить себе, что эта проблема решаема, а также находить причинно-следственную связь между фактором и результатом этого.

А. Гусова также определяет феномены тревоги и страха как степени тяжести одного анксиозного состояния, которые различаются в основном по временным показателям: тревога – это кратковременное расстройство, продолжающееся несколько часов, а страх может длиться и дни, и недели. Поэтому нужно развивать себе потенциальную храбрость:

- стараться всегда быть справедливым к другим и требовать справедливости к себе
- не врать и не обманывать себя и других
- развивать в себе личностную уверенность посредствам учебы, спорта, отношений и т.д.

Павлов отмечает, что поскольку в основе страха лежит инстинкт самосохранения, он является защитной реакцией организма, и при нем обнаруживаются определенные изменения высшей нервной деятельности, что отражается на частоте пульса, дыхании, артериальном давлении, интенсивности выделения желудочного сока и т. д. В целом можно сказать, что страх является ответом организма на угрозу, «которая располагается в пространстве и к которой, по крайней мере теоретически, можно приспособиться», в отличие от тревоги, которой человек не может противостоять.

Таким образом, нужно закалять себя относительно страха и тревоги:

- не бояться здравого риска
- ставить перед собой некие испытания и достигать их
- открывать для себя новое, ставить себя в те роли или ситуации, в которых вы еще не были

- относится к жизни с азартом, испытывать интерес (говорить себе, это не страшно, а это интересно и т.д.), то есть тренировать себя на физиологическом уровне.

Страх вызывал у первобытного человека определенные реакции, которые, в первую очередь, способствовали улучшению кровоснабжения мышц и активизации энергетических возможностей организма, – что составляет первое положительное значение страха для человека. Второй положительный момент страха – запоминание опасности, чему уделил большое внимание в своих работах известный российский философ, психолог и педагог П.П. Блонский («Память и мышление»; «Развитие мышления школьников», 1935 г.).

В связи с этим надо научится мыслить глубоко, расписать на ситуацию, которая вас страшит, выписывать все за и против, все последствия и результаты. В этом случае вы увидите картину в целом и для Вас она станет не такой опасной, так как прожив ее у себя в голове вы сможете ее пережить или даже обыграть ее в лучшую сторону в жизни.

Громадный вклад в психологическое исследование природы тревоги и страха внес З. Фрейд. Его идеи дали мощный толчок к развитию как данной проблемы, так и психологии в целом. Любопытно, что взгляды Фрейда на тревогу и страх во многом схожи со взглядами Кьеркегора. Особенно это сходство заметно в разделении понятий тревоги и страха. В своих лекциях по психоанализу Фрейд определяет два вида страха – Angst, который «относится к состоянию и не выражает внимания к объекту», и Furcht, который «указывает как раз на объект». Вспомним, что Кьеркегор представлял страх как реакцию на определенную опасность, а тревогу – на неопределенную, непонятную опасность. Именно он разделил Angst как неопределенный, безотчетный страх, присущий только человеку, и Furcht как обычный «эмпирический» страх перед определенным объектом. Поэтому нужно избавляться от неизвестности, изучать свои тревоги и страхи, встречаться с ними лицом к лицу, так как страх предмета побороть можно, а страх неизвестности можно побороть только систематизированным и продуктивным подходом к жизни:

- не откладывать решения проблем на потом
- большие задачи раскладывать по частям и выполнять по ходу
- не заглушать страх алкоголем т.д., а наоборот пытаться мобилизовать себя и решить проблему.

Фрейд считал тревогу и страх важнейшими элементами психической жизни человека, размышлял над их природой, смыслом, несколько раз уточнял и изменял свою концепцию.

Одним из важнейших моментов теории тревоги Фрейда является ее разделение на «нормальную», невротическую и моральную. Нормальная тревога, выражаясь в рациональном ответе на реальную опасность, является инстинктом самосохранения человека. Объект невротической тревоги неопределен и неизвестен, он заключается во внутренней, а не во внешней опасности, которая сознательно не признается. Разделение на «нормальную» и невротическую тревогу условно, поскольку при невротической тревоге человек всегда стремится облегчить свое состояние при помощи «объективизирования» тревоги.

Следовательно, для того чтобы побороть страх и тревогу мы должны максимально разобраться в себе, понять детские обиды и комплексы, принять себя и не просто принять, а максимально улучшить относительно принятой правды. Встретить старых врагов во всём вооружении, а не бояться и убегать от них. Другими словами, человек ищет любой объект для того, чтобы преобразовать невротическую тревогу в нормальный страх, так как его побороть намного легче, чем необъяснимую тревогу. Таким образом, мы видим, что Фрейд обратил внимание на непереносимость экзистенциальной тревоги и на естественное стремление человека превратить ее в страх.

Экзистенциальная тревога, это страх узнать самого себя, и чем раньше человек узнает самого себя тем быстрее он от нее избавиться. А для этого он должен заниматься разными вещами, находить себе новые знакомства, не привязываться к старым людям, не привязываться к своим или чужим жестким установкам или убеждениям, быть гибким.

Третий вид тревоги, по Фрейду, моральная тревога, соединение нормальной и невротической – это тревога совести, которая появляется при восприятии Эго опасности, идущей от Супер – Эго.

Дальнейшее развитие некоторые идеи Фрейда получили в работах Карен Хорни, внесшей много нового в понятие тревоги и страха в психологии. Она вводит понятие «базальной тревожности»: это «чувство собственной незначительности, беспомощности, подверженности опасности, нахождения в мире, который открыт обидам, обману, нападкам, оскорблениям, предательству, зависти»6. Базальная тревожность присуща в разной степени каждому человеку, является нормой в том смысле, что она типична для человека нашей культуры. Хорни отмечает, что чувство тревоги и беспокойства, неуверенности в будущем и психической неустойчивости свойственно человеку ХХ в., что совершенно справедливо и для XIX в. Тревога охватывает все сферы жизни общества в целом и человека в отдельности – это и есть суть «базальной тревожности». Поэтому не удивительно, что все больше людей подвержены неврозам. Хорни приходит к неутешительному выводу, понятному уже по названию работы «Невротическая личность нашего времени»: Неврозы становятся типичным явлением современности.

Решение базальной тревожности одно – саморазвитие, нужно развиваться, нужно любить работу что ты делаешь, не лениться, стараться материально инвестировать в себя и т.д. А также поднимать уровень своей жизни, убирать из нее негативные моменты и неудобные в большинстве своем ситуации

Так же следует обратиться к подходу А,Кемпински в своей работе «Экзистенциальная психиатрия», предваряя свое исследование следующим замечанием: «Страх в мире человеческих переживаний – явление столь распространенное и имеет столько разных оттенков, что трудно решиться не только на попытку его объяснения, но даже его рациональной классификации»

И тут мы говорим О информационном страхе. О ТОМ, ЧТО ПОРА ПЕРЕСТАТЬ СЛУШАТЬ ОБЯВЛЕНИЯ О ПОЖАРАХ ВОЙНАХ, ЭПИДЕМИЯХ И Т.Д. Нужно отладить свой информационной канал на то, что большинство вещей в нем хороши. Дезинтеграционный страх. Проявляется при изменении структуры усвоения информации, т. е. в тот момент, когда человек обнаруживает информацию, ранее неизвестную, чуждую его мировосприятию. В.Франкл, как действующий психолог, разработал метод парадоксальной интенции и логотерапии для того, чтобы избавлять людей от тревоги, страхов и душевных проблем, связанных с утратой смысла жизни. Впервые Франкл применил метод парадоксальной интенции при лечении своего пациента, чья жизнь была отравлена постоянным страхом инфаркта, хотя сердце его было совершенно здорово. Франкл концентрировал внимание пациента на этом страхе, заставляя его думать только о нем, настаивая на том, чтобы инфаркт наступил прямо у Франкла в кабинете. И чем больше он настаивал на этом, тем меньше оставалось тревоги. трансформировалась сначала в ярость, а потом в здоровый смех пациента над собой. В этом и заключается метод парадоксальной интенции: человек избавляется от рефлекса навязчивого состояния и реакции. Когда человеку удается «заменить» свой страх посредством парадоксального его усиления, он дистанцируется от него, учится смотреть своим страхам в лицо.Если вы постоянно за что-то боитесь задайте себе вопрос, что дальше, и в большинстве случаев вы увидите, что существует не один вид «плохого выхода из этой ситуации», а куча вариантов не всегда с плохим концом.

Мадди в своей теории экзистенциального выбора предложил объяснение типов человеческого существования и место тревоги в нем. Экзистенциальный выбор заключается в том, что человек, делая выбор, всегда делает выбор между будущим и прошлым. Выбирая будущее, человек выбирает свободу, но вместе с тем и тревогу, в силу неизвестности будущего. Столкнувшись с тревогой, человек опять может выбирать – отказаться от нее и от свободы в пользу спокойствия или принять их. Выбрав прошлое, человек получает чувство вины за неиспользованные возможности. Таким образом, у человека всегда есть выбор между тревогой и виной. Прошлое означает остановку роста личности, отсутствие возможностей, но и стабильность, перекладывание ответственности на других; будущее – тревогу, полную ответственность, но и развитие личности, различные возможности.

Не бойтесь тревоги, рассматривайте ее как часть игры, и не забывайте, что тревога — это инструмент вашего правильного движения в будущем. Не убегайте о нее.

Андрей Машков

Андрей Машков психолог и психотерапевт в Киеве
Дипломированный психолог со стажем работы
Работаю индивидуально со взрослыми и подростками.
Консультирую супружеские пары.
Провожу индивидуальные консультации в Киеве и онлайн.

Жду Вашего обращения!
Для записи на консультацию, запоните пожалуйста поля ниже
+380672406999

Made on
Tilda